Брестский академический театр драмы

Брестский академический театр драмы

40-50 г.г.
60-70 г.г.
80-90 г.г.
Театр сегодня
Архив спектаклей
Гастрольно-фестивальная палитра
  • Первая попытка открыть в Бресте профессиональный театр была предпринята после объединения Западной Белоруссии с БССР. Согласно решению Совнаркома БССР в августе 1940 года в Москве из выпускников курса М. Тарханова Государственного института театрального мастерства (ныне ГИТИС) был образован творческий коллектив Брестского областного русского драматического театра. Осенью этого же года коллектив приступил к работе в Бресте. 
    Театр разместился в здании клуба-кинотеатра «Свiт». Зимой 1939 года здание отдали в полное распоряжение Русскому областному драматическому театру, вместе с приличной по тем временам суммой в 450 тысяч рублей.  В декабре 1940 года на сцене театра, зрительный зал которого был перестроен из спортивного зала и рассчитан на 800 мест, открылся первый театральный сезон спектаклем «Любовь Яровая» К. Тренева (реж. А. Окунчиков). Также в репертуар вошли подготовленные в период учебы в ГИТИСЕ спектакли «Мещане» М.Горького (реж. В.Белокуров), «Опасный поворот» Дж.Б. Пристли (реж. К.Тренев). 


    Областная газета «Заря» (тогда издавалась на белорусском языке) 22 ноября1940 года извещала, что Брестскому русскому драматическому театру требуется «касiр-рухункавод», секретарь-машинистка, рабочие сцены, мебельщики, бутафоры, руководитель гримировочного цеха, мастер-цирюльник, актеры «дапаможнiцкага складу».


    В 1941 году были поставлены две комедии:  лирическая комедия «Слава» В. Гусева (реж. Кульнев, Старостина) и комедия из народной жизни «Самодуры» К. Гольдони (реж. Старостина). Театр с успехом показывал спектакли на гастролях в Кобрине, Пружанах, Картуз-Березе, в мае 1941 – в Белостоке, в начале июня 1941 – в Гродно. В мае-июне 1941 года в театре шла интенсивная работа над исторической драмой «Мстислав Удалой» И. Прута. Однако работа над спектаклем была остановлена из-за начала боевых действий в Бресте. 


    Война застала труппу Русского областного драматического театра на гастролях в Пинске. В брестском театре в свою очередь гостил коллектив Столичного театра музыкальной комедии. В тяжёлых условиях оккупации артисты продолжали давать представления, некоторые из них бежали в Киев, другие продолжали свой сценический труд, пока немецкие захватчики, отступая, не угнали труппу театра с собой в Германию. Здание театра было изуродовано в ходе бомбардировки. 


    Первого октября 1944 года правительство республики приняло решение о создании в пограничном Бресте драматического театра, которому было присвоено имя Ленинского комсомола Белоруссии. Формировалась труппа из выпускного курса Московского городского театрального училища – воспитанников народного артиста РСФСР В.В. Готовцева. Наставниками будущих брестских артистов были мхатовцы, непосредственно учившиеся у Станиславского  и игравшие на одной сцене с Качаловым и Москвиным. Театр возглавил белорусский режиссер Н.А. Мицкевич. 
    Сохранились записи о том, как артисты готовились к приезду в Брест. К их обычным занятиям в училище добавились репетиции спектаклей, которые должны были составить репертуар театра. Кроме того, артисты специально изучали белорусский язык, готовясь к тому, что играть им придётся в другой стране.


    Пока здание реконструировали, спектакли ставились в кинотеатрах и клубах, а также в помещении театральных мастерских. В этом небольшом на первый взгляд строении одновременно расположились малая сцена, зал с деревянными лавками, рассчитанный на 150 человек, жилые комнаты и мастерская. Репертуар театра в основном состоял из спектаклей, подготовленных во время учебы: «Вечер старинных водевилей» («Заемные жены», «Заколдованная яичница», «Спички между двух огней» – режиссеры П.Жильцов, С.Калинин, Н.Титушин), «Игра любви и случая» П.Мариво (реж. Ю.Мальковский), «Мещане» М.Горького (реж. Н.Свободин).


    Реконструкция завершилась в 1947 году. Сохранились сведения о том, каким уникальным было обновлённое здание. Появились богатые росписи и лепнина, отполированная блестящая мебель. При входе в вестибюль зритель мог увидеть расписной плафон на тему «Воздушный бой» по эскизу художника Бардзиловского. А в зрительном зале можно было увидеть расписной плафон известного художника Петра Данелия. В фойе открывалась галерея портретов великих писателей: Горького, Толстого, Чехова, Островского, Грибоедова, Гоголя.
     

    ЮНОСТЬ ОТЦОВ Б. Горбатов

    МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ А. Фадеев

     

    КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ Н. Островский

    8 марта 1947 года в восстановленном и обновленном здании театра состоялась премьера спектакля «Старые друзья» Л.Малюгина (реж.В.Ефимов). Основу репертуара в послевоенный период составляли спектакли героико-романтического направления: сценическая композиция  «Два поколения»(«Юность отцов»  Б.Горбатова и «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, реж. В.Ефимов); позже эти произведения были поставлены отдельно: «Молодая гвардия» в 1947 году режиссером Ю. Решимовым и «Юность отцов» в 1952 году режиссером Г. Волковым; «Как закалялась сталь» по пьесе Н. Островского (1948, реж. Ю. Решимов), «Иринка» по произведению К. Чорного (1948, режиссер Ю. Решимов) и многие другие спектакли. 
    В период с 1949 по 1953 годы театр возглавлял А.В.Миронский. Руководитель и режиссер, он собрал на брестской сцене мастеров театрального искусства. В 1949 году в Брест были приглашены опытные актеры расформированного Могилевского областного русского театра М. Абрамов, А. Кочеткова, Е. Полосин, Т. Алексеев, А. Ветошкин; в коллектив пришли А. Асторина, Т. Заренок, П. Маркин, О. Захарова, Т. Коновалова, Б. Концедалов, С. Юркевич и другие мастера сцены. Основное место в репертуаре тех лет занимала современная драматургия: «Константин Заслонов» А. Мовзона, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Машенька» А. Афиногенова, пьесы Н. Погодина, Б. Горбатова, Я. Галана, Н. Дьяконова, А. Якобсона. С успехом шли «Овод» по роману Э. Войнич и «Вей, ветерок!» Я. Райниса. 
    Настоящим творческим успехом и визитной карточкой брестского театра стал спектакль по пьесе К. Губаревича «Брестская крепость». Его премьера состоялась 19 марта 1953 года.  


    «Спектакль «Брестская крепость» — исключительное явление в жизни коллектива Брестского театра и весьма значительное событие во всей театральной жизни Белоруссии,  —  писал журнал «Театр» (№2, 1953). — Спектакль ансамбля, где все роли, от центральных до бессловесных, подчинены одной теме, показаны в развитии и наполнены внутренним действием». 
    Яркие и убедительные образы защитников крепости создали артисты М. Абрамов, П. Маркин, Ю. Власов, Т. Заренок, Б. Уксусов, А. Кочеткова, В. Лисовскоий. В 1967 году спектакль был отмечен премией Ленинского комсомола. В 1972 году народный артист БССР Г. Волков возобновил постановку с новым более молодым составом артистов. Пережив несколько редакций и актерских составов, спектакль «Брестская крепость» — творческий памятник героям Великой Отечественной войны – был показан 953 раза зрителям России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши.
    Более того, «Брестская крепость» принесла Брестскому театру драмы всесоюзную славу. 17 сентября 1960 года она была показана на сцене Кремлёвского театра в Москве. В зале не было ни единого свободного кресла. Пришли не только любители театра, но и москвичи – участники обороны крепости над Бугом. 
    Размер сцены Кремлёвского театра в два раза превосходил брестскую сцену. Для показа спектакля пришлось перестроить декорации. Тем не менее, показ прошёл с триумфом. По воспоминаниям заслуженного деятеля культуры БССР, директора театра Леонида Волчецкого, в финале спектакля к артистам из зала вышли две русские матери, потерявшие своих детей в войне, и отбили артистам три земных поклона.
    Спектакль был отмечен премией Ленинского комсомола. Поздравления с высокой наградой посыпались со всех уголков Советского союза и даже из других стран: из Калининграда, Магнитогорска, даже из Люблина. Эта награда послужила толчком к творческому развитию театра.


    В послевоенные пятидесятые героико-романтическая тема находит отражение в спектаклях «Годы странствий» и «Домик на окраине» А.Арбузова, «Грач, птица весенняя» С.Мстиславского, «На улице Счастливой» И.Принцева, «Разлом» Б.Лавренева, «Люди, которых я видел» С.Смирнова, «Юность отцов» Б.Горбатова,«Аргонавты» Ю.Эдлиса, «Камешки на ладони» А.Салынского, в пьесах В.Розова, И.Штока, С.Алешина.   
    В 50-60-е годы заметное влияние на формирование коллектива оказали главные режиссеры И. Попов (1953-1955) и Ю. Орынянский (1959-1962), чьи традиции с 1965 года продолжил главный режиссер театра Георгий Волков, плодотворно проработавший на этой должности более 14 лет. Труппа театра пополнилась способной молодежью (Г. Токарев, Н. Гончаренко, С. Евдошенко, Р. Семичева и другие). В коллектив пришел артист яркой индивидуальности А. Логинов. Под руководством главного режиссера Г. Волкова творческий коллектив напряженно работал над созданием образа современника, человека героической судьбы. Таковы герои спектакля «Сердце на ладони» по роману И.Шамякина. Эта работа театра отмечена дипломом на Всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию Октября.
     

    БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ К. Губаревич

    РАЗЛОМ Б. Лавренев

  • В репертуаре 60-х годов значительное место отводится произведениям молодых современников. Спектакли морально-этической проблематики стали определяющими в творчестве коллектива: «И правда, и счастье» А. Гуткович и Ф. Казовской, «Иркутская история» А. Арбузова, «У себя в плену» М. Смирнова и многие другие произведения. Театр обращался и к пьесам белорусских драматургов, которые обрели известность и стали классикой: «Иринка» К. Чорного, «Соловьи поют на воле» по повести З. Бедули «Соловьи». Большим успехом пользовались спектакли по пьесам «Извините, пожалуйста!» А. Макаёнка, «Цветок счастья» И. Козела, и пьесам В. Полесского, А. Мовзона, Е. Пасова.


    Свой профессионализм брестские режиссёры, постновщики и актёры оттачивали на классической драматургии А.Чехова («Чайка» (1954, реж. И. Попов), «Три шутки» (1956, реж. А. Асторина, А. Самаров), «Три сестры» (1960, реж. Ю. Орынянский), А. Островского: «Гроза» (1952, реж. П. Маркин), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1954, реж. И. Богданов), «Бесприданница» (1957, реж. Г. Волков), «Женитьба Бальзаминова (1957, реж. В. Батурин), «Поздняя любовь» (1963, реж. А. Асторина). В постановках «Анна Каренина» по Л. Толстому, «Отелло» В. Шекспира, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Пигмалион» Б. Шоу были яркие образы, запомнившиеся современникам, создали А. Логинов, Т. Заренок, Ю. Власов, А. Самаров, Н. Гончаренко, С. Евдошенко, С. Юркевич, Р. Барзова, В. Лисовский.


    В 1963 – 1967 годах при театре действовала группа артистов-кукольников, на базе которой в 1968 году был создан Брестский областной театр кукол. 


    Период 50 – 60-х годов был самым насыщенным в истории театра: за два десятилетия 24 режиссера поставили 171 спектакль. Все они были наполнены поэзией, искренней гражданственностью, обращенной к разуму и сердцу современника. Именно в эти годы под руководством известных мастеров сценического искусства сформировался художественный стиль коллектива, объединенный общими профессиональными устремлениями.
    В следующем десятилетии в коллектив вливаются новые творческие силы. В театр пришли и заняли ведущее место в репертуаре выпускники Белорусского театрально-художественного института актеры А. Гоманюк, М. Метлицкий, Т. Левчук, режиссер Т. Беличенко. Растет мастерство актеров К. Перепелицы, Т. Волчецкой, Н. Абрамовой, Д. Дойбан, Р. Нечехиной. В спектаклях режиссеров С. Евдошенко, Г. Волкова, Г. Боровика, Ф. Назарова бился живой пульс времени, всегда присутствовало предельно острое чувство современности.


    В этот период ставится много пьес белорусских авторов: «Кто смеется последним» К. Крапивы, «Разоренное гнездо» Янки Купалы, «Последняя инстанция» Н. Матуковского. Именно в Бресте впервые была поставлена пьеса А. Макаенка «Верочка». Активным утверждением своих жизненных позиций, страстной борьбы  за все светлое, передовое подкупают герои пьес А. Делендика, В. Коростылева и Б. Васильева, А.Пинчука и А. Мовзона, Б. Рабкина, А. Алексина, В. Шукшина башкирского поэта М. Карима, грузинского писателя Н. Думбадзе.
     

    ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ А. Арбузов

    КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМК. Крапива

    В 70-е годы коллектив театра ведет активную гастрольную деятельность в Беларуси и за ее пределами. Спектакли «Мещане» М.Горького, «Женитьба» М.Гоголя, «Камешки на ладони» Г.Боровика, «Энергичные люди» В.Шукшина с неизменным успехом демонстрируюся в Польше (Белосток, Люблин) и в Украине. Театр принимает участие в фестивалях, посвященных постановкам  классической и современной драматургии Польши. На третьем фестивале в Люблине в 1976 году отмечен дипломом спектакль «Ночная повесть» К.Хаинского.

    ВЕРОЧКА А. Макаенок

    МЕЩАНЕМ. Горький

  • В последние два десятилетия 20 века брестский театр под руководством главных режиссеров Сергея Евдошенко (1979 – 1981, 1993 – 1995), Владимира Забелло (1984 – 1986), Семена Терейковского (1987 – 1990), Владимира Короткевича (1990 – 1993) выпускал спектакли на морально-философскую тематику: «Играй, Йоселе, играй…» («Поминальная молитва») Г. Горина по произведению Шолом-Алейхма, в пьесах «Сестры» и «Вечные сны» Л. Разумовской, «Порог» А. Дударева, «Русский вопрос» Симонова.


    В 1988 году началась генеральная реконструкция здания Брестского театра драмы, которая длилась почти 7 лет. Во время реконструкции труппа арендовала различные площадки – играли на сцене горкома комсомола по улице Наганова, а также напротив сквера Иконникова на улице Ленина. Несмотря на неустроенность и неприспособленность арендуемых помещений, труппа не оставляла творческую работу. По-прежнему ежегодно ставили 5 – 6 спектаклей, наиболее значительными из которых были «Обман за обманом» А. Грибоедова, «Ночная соната» А. Стринберга, «Дети Арбата»  А. Рыбакова, «Машека»  Ю. Ореховского.
     

    ИГРАЙ, ЙОСЕЛЕ, ИГРАЙ... Г. Горин

    ДЕТИ АРБАТА А. Рыбаков

    Новый этап в жизни коллектива начался в 1995 году, когда завершилась реконструкция здания театра. Открытие нового здания совпало с премьерой спектакля «Женитьба Фигаро» Бомарше (режиссер В. Чхаидзе). Одновременно произошло еще одно событие – к театру на правах автономии  присоединился симфонический оркестр. С этого времени театр носил название – Брестский театр драмы и музыки.

            
    В репертуаре 90-х сочетались спектакли по пьесам белорусских авторов: «И смех, и грех» В. Голубка и Л. Родевича, «Купала» А. Дударева, «Цыганский король» А. Короткевича, «Саломея Русецкая» С. Ковалева и сценические интерпретации русских и зарубежных классических произведений: «Иванов» А. Чехова, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана,  «Дамы и гусары» А. Фредро, «Любовью не шутят» А. Мюссе и др. Театр не оставляет без внимания и детей. Репертуар подбирался с учетом возрастных особенностей молодого зрителя: в афише 90-х есть сказки  «Знайка-Зазнайка» С. Михалкова, «Сивка-Бурка» Ершова и др.

    МАШЕКА Ю.Ореховский

  • К началу XXI века сформировался новый репертуар, который отличался свежим взглядом на хорошо известные произведения, а также экспериментами в области жанров и форм. Художественное оформление спектаклей приобрело особенно важное значение благодаря сценографии В. Лесина и сценическим костюмам Т. Корвяковой.
    К числу творческих достижений тех лет следует отнести спектакли: «Женитьба Фигаро» Бомарше, «Купала» Алексея Дударева, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, «Саломея Русецкая» Сергея Ковалева, «Ревизия» (по пьесе Николая Гоголя «Ревизор»).


    С 1996 года на базе Брестского театра драмы и музыки проходит Международный фестиваль театрального искусства «Белая Вежа». Ежегодно в программе фестиваля принимают участие театры из более чем 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря фестивалю постоянно расширяются творческие контакты театра, возникают новые проекты. Среди них можно отметить совместный проект с Берлинским театром «Столичный» – спектакль «Клоп» В.Маяковского (режиссер Томас Макарас) и совместные проекты с Институтом Польским в Минске – спектакли «Портной» С.Мрожека (режиссер Цезаре Карпиньски, Польша) и «Дзяды» А.Мицкевича (режиссер Павел Пассини, Польша).


    Под руководством генерального директора и художественного руководителя А.Козака театр продолжил линию освоения русской, белорусской и зарубежной классики, коллектив демонстрирует оригинальный авторский взгляд режиссеров. В театральной афише первого десятилетия двухтысячных была представлена как русская классика («Преступление и наказание» Ф.Достоевского, «Шинель» Н.Гоголя и «Три сестры» А.Чехова   – режиссер Т. Ильевский, «Дядя Ваня» А. Чехова – режиссер А.Латенас, «Смешные деньги», «Барские причуды» Н.Некрасова – режиссер А.Козак), так и зарубежная («Ромео и Джульетта» У. Шекспира – режиссер Т. Ильевский, «Перед лавкой ювелира» К. Войтылы – режиссер И. Блинков), и национальная («Прымаки» Я. Купалы – режиссер В. Яновец, «Раскіданае гняздо» Я. Купалы – режиссер В.Савицкий, «Вечер» А. Дударева – режиссер А. Козак; «Затюканный апостол» А. Макаенка – режиссер В. Савицкий). Произведения современных драматургов также заняли важное место в репертуаре театра: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо – режиссер А. Бакиров, «Крошка» Ж. Летраза – режиссер Е. Тарасов, «Случай в зоопарке» Э. Олби – режиссер Р. Гапанюк, «Смешанные чувства» Р. Баэра – режиссер С. Евдошенко, «Беспорядок класса "LUX", или пляски с мертвецом» Р. Куни – режиссер А.Козак.
    Усилиями театра при Брестском музыкальном колледже имени Григория Ширмы был открыт актерский курс, наиболее перспективные выпускники которого пополнили труппу театра. Они успешно играли в спектаклях: «Ромео и Джульетта»,«Маленький принц», «Цирк Шардам», «Дон Жуан», «Билокси».


    В 2009 году коллектив театра дебютировал в новом для себя жанре площадного спектакля, поставив спектакль «Мечта о Дон Кихоте» по роману М. Сервантеса (режиссер – А. Козак). Спектакль стал творческой удачей коллектива и активно участвовал  в международных театральных фестивалях в Польше и Украине.


    За значительный вклад в развитие белорусской культуры и искусства, в 2005 году театру присвоено почетное звание – заслуженный коллектив Республики Беларусь, а в 2009 году присвоен статус «академический». С этого времени название театра – государственное учреждение «Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Брестский академический театр драмы имени Ленинского комсомола Беларуси».

    На данный момент театр продолжает расширять свои художественные возможности, осваивать современную драматургию («Очень простая история» М. Ладо, «Урожай» П. Пряжко – режиссёр Денис Фёдоров), а также активно работает с детской и подростковой аудиторией («Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовская – режиссёр Тимофей Ильевский; «Рони и Бирк» А. Линдгрен – режиссёр Дмитрий Нуянзин; «Печальный король» В.Зимин – режиссёр Денис Фёдоров). 


    О высоком профессиональном уровне творческого коллектива свидетельствует и то, что в 2014 году ведущие мастера сцены М. Метлицкий и Т. Левчук получили звание «Заслуженный артист Республики Беларусь», а С. Петкевич награждён медалью Франциска Скорины. Рядом с заслуженными артистами реализуют свой талант мастера сцены разных поколений: О. Жук, Н. Лобко, М. Ильич, А. Щербаков, О. Бузук, Г. Чуриков и др.


    Продолжается активное сотрудничество с Союзом театральных деятелей Российской Федерации. В 2017 году был осуществлён совместный проект режиссёрской лаборатории. В рамках проекта три молодых режиссёра из России: Данил Чащин, Евгений Маленчев и Егор Равинский, представили отрывки по произведениям классической русской литературы и драматургии. Результатом стала постановка в июне 2018 года режиссёром Егором Равинским спектакля «Невольницы» по комедии А. Островского. 

    В 2017 году в должность генерального директора Брестского театра драмы вступил В.И. Гарбузов. 

  • Активная гастрольная политика Брестского театра драмы и музыки дает возможность демонстрировать свое искусство в городах Беларуси, а также за пределами страны. Творческий коллектив театра плодотворно сотрудничает с театрами Луцка, Львова, Ужгорода, Люблина. В 2003 году экспериментальная постановка «Клоп» В.Маяковского совместно с Берлинским театром «Столичный» была представлена в Клайпеде и Шауляе (Литва). Этот же спектакль был представлен в Берлине (2003). Серьезным и ответственным событием в жизни театра стали гастроли в Москве, которые прошли с 27 сентября по 1 октября 2003 года. Достойный профессиональный уровень театра был отмечен в российских СМИ, а постановки «Саломея Русецкая», «Дядя Ваня» и «Ромео и Джульетта» позволили москвичам представить наиболее полную картину творческой жизни коллектива. Отдельно были выделены актерские работы Тамары Левчук (Саломея в спектакле «Саломея Русецкая»), Михаила Метлицкого (Войницкий в спектакле «Дядя Ваня»), Сергея Петкевича (Астров в спектакле «Дядя Ваня» и Отец Лоренцо в спектакле «Ромео и Джульетта»), Людмилы Рябой (Кормилица в спектакле «Ромео и Джульетта» и Елена Андреевна в спектакле «Дядя Ваня»), Оксаны Лойдовой (Соня в спектакле «Дядя Ваня»).

    Брестский театр успешно участвует в престижных межрегиональных и международных фестивалях: «Премьеры сезона» (Ивано-Франковск, Украина, 2004), «Этно-дио-сфера» (Мукачево, Украина, 2004-2007), «Золотой лев» (Львов, Украина, 2006, 2008), «Сцена человечества» (Черкассы, Украина, 2008), «Соседи» (Люблин, Польша, 2007, 2008), «Конфронтация театральная» (Люблин, Польша, 2007), Международных театральных фестивалях в городах Трабзон (Турция, 2001), Сибиу (Румыния, 2004), Братислава (Словакия, 2006).

    Дядя Ваня

    - «Этно-дио-сфера» (2004), (г. Мукачево, Украина)

    - В городе Сибиу (Румыния)

    - Гран-при фестиваля «Белая Вежа-2004»

    - «Встречи в России» (проект театра-фестиваля «Балтийский дом», Санкт-Петербург, 2005)

    - МТФ "Сцена человечества - 2008" (г.Черкассы, Украина)